среда, 10 апреля 2019 г.

Дети и границы

Как формируются границы личности?

Они не передаются по наследству, их нужно строить. Границы формируются в течение всей жизни, но все же самая важная фаза этого процесса приходится на детские годы.
Ребенок в своем развитии проходит несколько стадий, и с ними можно выделить конкретные фазы развития границ личности.
Давайте разберемся подробней.

1 стадия – слияния или симбиоза. Ее можно назвать жизнь в обнимку с мамой. Задача окружить ребенка теплом и любовью, чтобы помочь пропитаться базовым доверием к миру. Он должен усвоить, что в мире ему рады и что мир безопасное место. На этой стадии он ощущает себя с мамой как единое целое. И когда мама удовлетворяет его потребности – кормит, меняет пеленки, берет на руки, то у него формируется внутреннее чувство принадлежности любящему существу и это дает ощущение безопасности.
Эта стадия длится примерно 5-8 первых месяцев жизни. В зависимости от врожденных особенностей одному ребенку на это требуется чуть больше времени, другому чуть меньше. Это нормально👌
На этой стадии постепенно формируются телесные границы ребенка, поэтому очень важен телесный контакт, поглаживающие движения, которые как бы соединяют разные части его тела в единое целое.
Этап симбиоза – фундамент для формирования здоровых границ. Как невозможно построить хороший дом без фундамента🏡, так же и без базового доверия к миру невозможно построить здоровые границы л
ичности.И когда в ребенке укореняется чувство безопасности и привязанности, наступает время следующей стадии.
2 стадия – отделения и индивидуализации.Отделение – потребность ребенка почувствовать себя как личность, отдельную от матери. Он как бы говорит: « Мама – это не Я».
Индивидуализация - процесс формирования собственной личности. Она начинает формироваться, когда ребенок отделяется от матери. И здесь он уже как бы говорит: « А это Я».
Невозможно осознать, кто есть «Я», не увидев сначала, кем вы не являетесь.
Процесс отделения и индивидуализации не проходит гладко. Это часто настоящее испытание для родителей🤯

ЭЭта стадия включает в себя три этапа: «вылупление из яйца», тренировка и восстановление равновесия.

«Выупление из яйца» или первичное отделение происходит в период от 5 до 10 первых месяцев жизни ребенка.
Ребенок начинает понимать, что его окружает огромный, полный чудес мир, он хочет сыграть в нем свою роль, и на смену пассивному единению с мамой приходит активный интерес к внешнему миру. Это время исследований. Ребенок все трогает, пробует на вкус и запах, стремится ощутить как можно больше.
В это время так же активно продолжают формироваться телесные границы ребенка через контакт с разными поверхностями, материалами, консистенциями, температурами… через совершенно разные ощущения, от такого разнообразного мира.
И это тот самый момент, когда уже на фундамент начинают выкладываться первые кирпичики психологических границ. Ребенок слышит первые «НЕТ» и «НЕЛЬЗЯ». И в этом месте родителям важно не переборщить. Некоторые дети получают воспитание в основанном на «НЕТ». Когда все хорошо, то мама молчит. А как только что-то нельзя - она включается. И это грустно, что ребенок знакомится с миром таким образом.
В это время важно ребенка поддержать в этой активности, создавая ему безопасное пространство для исследований таким образом, чтобы вам не приходилось постоянно говорить ребенку – нет или останавливать его. Например, закрыть розетки, убрать все, что бьется, колется и вообще небезопасно или очень ценно из зоны доступа. На данном этапе это задача взрослых.
А еще начать тренироваться говорить ДА! Ведь в его расширяющемся мире так много объектов, о которых мама может сказать своему ребенку ДА. И тогда развитие ребенка будет связано с тем, что мама позволяет, а не запрещает.
Вы, таким образом, как бы даете ему благословение на развитие, а не формируете блок на действие. В идеале, «ДА» создает основу, а необходимые «НЕТ» ее дополняют. Так, чтобы на пять «Да», приходилось одно «НЕТ».
Примерно с 10 месяцев ребенок переходит на следующую фазу своего развития – ФАЗУ ТРЕНИРОВКИ. Длится она до 18 месяцев и радикально отличается от «Вылупления из яйца». Теперь, когда он внезапно обрел способность ходить, он испытывает ощущение всемогущества, и он норовит все делать самостоятельно. Его распирает от энергии, и он хочет испробовать все, от спуска по крутой лестнице до дерганья кошки за хвост.
В этот период ребенку нужно сопереживание и поддержка. Важно восторгаться и удивляться вместе с ним, и при этом устанавливать рамки, которые будут его оберегать. Мудрые родители веселятся вместе с малышом, когда он прыгает на кровати. А не очень мудрые или не позволяют прыгать вовсе, или не устанавливают никаких рамок, позволяя ему скакать даже по обеденному столу.
С этого момента важно:
✔Закладывать границы адекватные и действительно необходимые. Часто родители думают о своем комфорте, а не о том, что полезно для ребенка. Самое печальное для меня зрелище на детской площадке, когда мама наряжает своего ребенка как куколку, а потом постоянно дергает – не трогай, не садись, не бегай…, а то испачкаешься. А ведь это именно тот возраст, когда и нужно – трогать, бегать, экспериментировать… Чтобы потом жить жизнью, наполненной энтузиазмом. И если этот энтузиазм подавить, когда ребенку 1.5, не стоит удивляться, что ему будет ничего не интересно в 15.
✔Закладывать границы нужно твердо и последовательно. Если вы сказали "Нет", значит стоим на этом до конца. Непоследовательность – одна из самых разрушительных для ребенка ошибок родителей. Если вы говорите "нет", а при напоре ребенка сдаете свои позиции – «Ну ладно…", у него просто нет шансов сформировать здоровые границы.
✔Родителям важно быть в этом вопросе единомышленниками. Если папа сказал "нет", значит мама, даже если она с этим не согласна, ради блага ребенка, папу поддерживает. Для ребенка гораздо вреднее будут противоречивые послания родителей, чем запрет или позволение чего бы то ни было. И также наоборот,если мама сказала "нельзя",то папа...🤔
В норме ребенок в период от 18 месяцев да 3 лет приходит на следующую стадию своего развития – восстановления равновесия.
На этом этапе ощущение всесилия постепенно уступает место осознанию того, что он может не все, что хочет. Можно сказать, что ребенок возвращается к реальности. И у ребенка возникает чувство тревоги, т.к. он понимает, что в мире есть то, что его пугает и что он все еще нуждается в матери. Он снова тянется к маме, восстанавливает с ней связь, но на качественно другом уровне. Теперь они не единое целое, а два человека, каждый со своими собственными мыслями и чувствами. Он понимает, что самостоятельность не означает отсутствие привязанности.
Обычно это не простой период для всех – и для ребенка и для родителей. Ребенок на стадии гармонизации бывает, просто не выносим. Он все время противоречит, а иногда впадает в откровенный гнев. Для этого возраста это считается нормой.
Чтобы способствовать правильному формированию границ у ребенка, на этой стадии важно уважать его «НЕТ» во всех случаях, когда это не противоречит здравому смыслу, и при этом твердо добиваться соблюдения ограничений, установленных вами. Это возраст, когда ребенок будет говорить «нет» слишком часто, поэтому не старайтесь выиграть каждую стычку, иначе может нарушиться душевная связь с ребёнком. Не тратьте понапрасну время и силы, тщательно выбирайте битвы, которые хотите выиграть. Это не время, когда мы, как родители, можем опираться на рефлексы, нужна осознанность. Поэтому сосредоточьтесь на самом главном.
В этом возрасте дети вполне способны уже усваивать заведенные в доме порядки и правила, а так же понять, что их нарушение влечет за собой определённые последствия.
В данном месте у многих родителей возникает вопрос - про наказания. Можно ли и нужно ли наказывать ребенка? Вредно это или полезно? И это настолько важный вопрос, что ему стоит выделить отдельный пост. Разберем этот вопрос по «косточкам» в следующих постах…
Психолог Ирина Крылова

Комментариев нет:

Отправить комментарий