Что будет, если заставлять
ребенка отдавать свое?
Если вы заставляете ребенка поделиться своей вещью,
то естественная и психически здоровая реакция – это защита своих
ценностей. Проявления защиты могут быть разными, от агрессии и обиды
до отстраненности. Плохо для развития, когда ребенок соглашается отдать
свои вещи под страхом лишиться чего-то важного. Чтобы ребенок подчинился,
взрослые иногда начинают манипулировать ценностями в их отношениях:
отвергают эмоционально, используют наказания, критикуют.
Рекомендации для
родителей:
Организуйте в квартире личное пространство для
ребенка
Дошкольника важно учить нести ответственность за свою
собственность. Для этого ему необходима своя территория. В зависимости
от условий закрепите за ним часть пространства в квартире. Это
могут быть, как комната, так и кровать, стол, полка с игрушками, его
личными вещами. Разрешите ребенку устанавливать свои правила на собственность,
которые помогут сохранять и оберегать вещи.
Разрешите не отдавать свои игрушки, если
он не хочет
Рассказывайте ребенку, когда он играет с другими
детьми, что необязательно отдавать свои игрушки, если он не хочет.
Но всегда можно договориться с партнером по игре ради совместной
деятельности. Например, предложить меняться на время игры или придумывать
игры во что-то другое. Можно сообщить, что еще сам не наигрался, или
установить свои правила на пользование вещью.
Покажите, что вы уважаете собственность ребенка
Если ребенок не хочет с вами чем-то поделиться,
например конфетой или игрой, – вы можете сказать: «Жаль» либо «Очень
хотелось», но при этом с пониманием отнеситесь к его выбору.
Демонстрируйте уважение к своей собственности
Не стоит показывать ребенку, что им за него
стыдно. Ребенок расценит это как предательство
Если ребенок проявляет интерес к вашим вещам,
обозначьте для него, что можно делать с вашими вещами, а что делать
нельзя. Когда можно брать ваши личные вещи, а когда – нет.
Показывайте пример: разрешите посмотреть что-то из рук или взять,
но с условием – потом положить на место.
Не показывайте, что вам стыдно за своего
ребенка
Если вы испытываете чувство стыда из-за того, что ваш
ребенок жадничает при всех – не позволяйте вашему стыду принимать
решения в пользу общества, предавая своего ребенка. Просто отнеситесь
с уважением к чувствам окружающих, которые не получили
желаемого, но защищайте интересы своего ребенка.
Рекомендации для
воспитателей:
В группе дети пользуются общими игрушками, из-за
которых могут возникать конфликтные ситуации. Помогайте дошкольникам
справляться с такими ситуациями, учите их договариваться.
Установите общие для всех правила порядка в группе
Важно установить общие правила, которые будут соблюдать все,
включая воспитателей. Например, после игры все сразу убирают игрушки
на свои места, чтобы в следующий раз можно было
их найти. Обязательно аргументируйте, зачем выполнять то или
иное правило. Разъясняя каждую ситуацию, вы сформируете у детей
положительную мотивацию, осознанное отношение к необходимости соблюдать
правила порядка в группе, ответственность за свои поступки.
Вмешивайтесь в ситуации, когда несколько детей
претендуют на одну игрушку
Научите детей отвлекаться на другую игру, если
им отказали в игрушке.
Попробуйте совместно с детьми решить, кто будет играть
первым, а кто может еще немножко подождать. Возможно, вы найдете
совместное решение. Поговорите с дошкольниками о том, что их так
заинтересовало в этой игрушке, чем она для них хороша. Вы сможете развить
общую беседу и отвлечь детей от ссоры. Узнав об интересе
воспитанников к одной игрушке, можно попросить поискать другие игрушки
в группе с похожими признаками. Так вы организуете
их совместную деятельность и переключите внимание.
Рассказывайте, как важно
уважать друг друга
Проговорите с детьми правила вежливости
и проиграйте их в совместной игре. Смоделируйте для детей
игровую ситуацию, где один имеет право на свои желания, а другому
их нужно уважать. Расскажите детям, что получить отказ в игре –
это не так страшно и вовсе не значит, что вам не рады.
Просто другому ребенку сейчас важно что-то свое. Объясните, что в такой
ситуации не нужно обижаться, плакать. Можно придумать свою игру
и пригласить в нее других детей. Показывайте детям своим
примером, как с уважением относиться к другим людям
и к себе. Демонстрируйте, как спрашивать, можно ли взять чужую
вещь, и как реагировать на отказы. Покажите, как разрешать
и не разрешать что-то самим, аргументируя это.
Не ругайте и не критикуйте детей
за ошибки в контактах
Ребенок, которого все время критикуют, чувствует
себя плохим, отверженным. Это может препятствовать желанию проявлять
инициативу, вступать в контакт и тем более делиться чем-то. Пока
дети не умеют определять заранее, как правильно поступить, сопровождайте
их в конкретных ситуациях и показывайте положительные примеры
взаимоотношений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий